Box
0
31 | Март | 2005 09:59
Автор: Б. Панчин

Эксклюзивное интервью с Игорем Шафером

Игорь Борисович Шафер, генеральный менеджер промоутерской группы «Русский медведь». Под его крылом в настоящее время выступают такие бойцы как Максим Нестеренко, Денис Бахтов, Артур Шехмурзов, Юрий Романов, Юрий Царенко, Асланбек Кодзоев (последние трое — совместно с московским менеджером Андреем Романовичем). Ранее Игорь Шафер также работал с Романом Кармазиным, Виктором Огановым и многими другими известными боксерами.

Игорь Шафер родом из Кронштадта. Боксом увлекся довольно поздно, в 10-м классе, но, будучи уже студентом института Лесгафта, дошел до кандидата в мастера спорта. Продвинуться дальше помешала травма руки. Работал тренером в кронштадтской спортшколе, затем в городской спортшколе. В числе его воспитанников — Андрей Рудеев, выполнивший норму мастера спорта в 15 лет. В начале 90-х, когда началось продвижение профессионального бокса в стране, занялся организацией боксерских шоу, одно из первых провел в родном Кронштадте вместе с Кириллом Набутовым и его «Адамовым яблоком».

Наша беседа практически сразу началась с обсуждения проблем и потребностей российского профессионального бокса. Игорь Борисович не стал обходить неудобные моменты и не сбивался на «общие места», что собственно и понравилось. Взгляд на все эти, можно сказать, «больные» вопросы человека, постоянно занимающегося ими, не может быть неинтересен.

Игорь Шафер: Самая главная проблема у нас сейчас — нет тренеров по профессиональному боксу, нет специалистов, которые имели бы опыт и могли бы этим заниматься… Во всей России меньше десятка человек — единицы, которые знают, как работать с профессионалом, что ему нужно… А профессиональный бокс это не любительский, где мы вместе с Кубой впереди планеты всей, здесь просто другая техника, другая система. Даже техника — это раньше любители отличались от профессионалов только тем, что в майках выступали и шлемы одевали…

AllBoxing: Теперь ведь даже перчатки другие, в них руку не сожмешь, отсюда и техника другая ударов...
ИШ: Да, и не нанести акцентированный удар. Возьмем, к примеру, США, где больше всего хороших профессионалов. Кто у них там выиграл Олимпиаду? Андре Уорд? Ну ничего особенного он не показал. Вообще, у них все меньше медалей и призов в любителях, но там хорошая школа, есть много специалистов, которых у нас нет. Хотя бы в том, что касается физической подготовки, да и технической тоже.

АВ: Но ведь можно привозить специалистов, скажем, по «кондиционалке» из той же Германии, где они довольно неплохие и имеют немалый опыт…
ИШ: Но тут же дело не только в физических кондициях боксера. Тут много даже чисто технических моментов. Скажем, в нашей школе бокса всегда учили не отворачиваться от ударов, смотреть вперед, там дальше работать уже корпусом, подставки делать и так далее.

АВ: Один из моих тренеров тоже особый акцент ставил на то, чтобы голова всегда вперед смотрела, и шея практически не работала – только напрягалась, когда необходимо…
ИШ: Да, а если просто отвернуть голову от удара, как делают многие профессионалы… Вот, поверни голову [направляет кулак мне в голову, изображая удар в замедленном действии, я сперва пытаюсь уклониться]… Да нет, не надо делать уклон, просто поверни голову, словно смотришь в другую сторону. [Я поворачиваю голову, не двигая ни шеей, ни корпусом совсем, и удар проходит мимо, лишь слегка касаясь головы сбоку.] Вот так… [удовлетворенно кивает]. В Штатах боксеры уже давно используют такой прием. Этот и еще много других, а у нас только начинают на это обращать внимание. Мало кто из боксеров это делает, мало кто из тренеров об этом говорит.

АВ: И какой здесь может быть выход?
ИШ: Я это вижу таким образом, что надо привозить специалистов из-за рубежа, и приставлять к ним наших молодых тренеров, чтобы смотрели за работой и набирались опыта. И только через годы такой работы у нас будут свои хорошие тренеры для профессионалов, тогда и можно будет говорить о том, что у нас появляется своя школа…

АВ: Эдуард Гумашян в своем интервью говорит о том, что в России было бы полезно ввести что-то наподобие закона Мохаммеда Али в США, мотивируя это тем, что сделает возможным, чтобы заключались более выгодные для боксеров контракты. Что вы можете сказать со своей стороны как промоутер?
ИШ: По-моему, нельзя сказать так однозначно… Я вот что скажу: в России вообще необходим ряд законов, управляющих спортом. У нас ведь спортивная деятельность и профессиональный спорт в частности по сути не регулируются… При этом у нас не прецедентная правовая система, как в США, Англии, а романо-германская, и нужна какая-то законодательная база, законы о профессиональном спорте. А что у нас есть? Нет тех, кто в этом хорошо бы разбирался, кто стал бы это лоббировать. И самое главное нет закона для тех, кто хотел бы по-настоящему поддержать спорт — любительский и профессиональный, чтобы это делалось безо всяких там «откатов».

АВ: А вообще от телевидения помощи немного?
ИШ: Да можно сказать, что не особо. Ведь раньше доходило до того, что нам самим приходилось платить за то, чтобы канал показал наших боксеров. И сейчас российских боксеров мы не видим и не знаем, потому что никто не хочет вкладывать деньги в показ тех, кто звездами не является, как и в уже состоявшихся звезд, сотворенных всеми нами, российскими специалистами, у нас же есть и молодые звезды. Проще, разумеется, закупать у западных телеканалов какие-то бои небольшой верхушки, элиты мирового бокса, им же нужны гарантии достаточно высокого рейтинга. Но сейчас ситуация чуть получше становится, уже не сравнить с тем что было в 90х когда мы начинали делать боксерские программы.

АВ: Есть ли сейчас смысл говорить о какой-то конкуренции если не между каналами, то хотя бы среди комментаторов бокса? Какой у нас вообще уровень комментаторов по Вашему мнению?
ИШ: Первыми были, конечно, Саркисянц и Набутов в начале 90х – у них был свой стиль, своя манера… Затем появилась передача Гендлина «Большой Ринг» на новом тогда канале НТВ, и это тоже было замечательно, так как нам, наконец, дали возможность смотреть мировой бокс. И сейчас есть немало комментаторов, у каждого из которых также есть свои плюсы и минусы – Александр Беленький, Пучков, Лозовский.

На мой взгляд, всегда лучше, когда в таких вопросах руководствуются мировой практикой, когда репортаж ведут несколько специалистов, причем хотя бы один из них должен хорошо разбираться в боксе, желательно бывший боксер, умеющий хорошо говорить и рассказывать. Нужен и тот, кто будет заполнять какие-то паузы, словом, хороший журналист. Неплохо также, когда один из комментаторов работает возле ринга, а другие помогают ему из студии. Хорошо комментировал Набутов в паре с Гендлиным, затем неплохо освещали бои Гендлин, Набутов и Назаров. Неплохо получается у Беленького вместе с Высоцким, что-то новое добавляет для Лозовского Шкаликов…

Но главное — нельзя комментировать, навязывая свое мнение телезрителям, тем более оно может быть ошибочным. Комментатор должен оставаться нейтральным, особенно если встречаются два иностранных боксера — я понимаю, когда на ринге «наш», тогда вполне можно «болеть» вместе со зрителями за российского бойца. И комментатор, конечно, должен быть живым, эмоциональным, иметь свой стиль, чтобы люди шли не только смотреть бокс, но и послушать самого комментатора. У нас уже многие начали понимать бокс, и поэтому нужно не говорить банальные истины, а давать какую-то изюминку, мне так кажется. Нужно быть «четвертым лицом на ринге»: два боксера, рефери и человек с микрофоном за кадром.

Но сейчас как раз идет «новая волна», появляются новые лица. Например, Алексей Андронов, освещавший олимпийский бокс из Афин – мне его работа очень понравилась, при этом он ведь не только бокс комментирует. Я бы сказал, что он большой «prospect», как говорят о боксерах.

Затем разговор перешел на собственно наших боксеров, их удач и поражений.

АВ: Не очень приятная тема, конечно, поражение от Бонсу Михаила Криволапова, который, в общем-то, должен был взять реванш за поражение Максима Нестеренко.
ИШ: Да он оказался просто не готов к бою — тут он и психологически не настроился, и, может, был не в лучшей форме.

АВ: Мне он тоже показался перетренированным или не до конца восстановившимся еще на взвешивании…
ИШ: Ну и Бонсу конечно тоже хорош. Он уже не тот, что был в бою с Нестеренко, хорошо со своим тренером работают. Ошибки, конечно, тоже есть, но и видно, что прогресс есть. У него джеб хороший появился, физически он, в принципе, крепкий. Ну и к бою хорошо подготовился. А у Криволапова были ведь неплохие шансы. Мы вот об этом и говорили, что мало у нас специалистов, чтобы готовить профессиональных боксеров — тех, кто знает, что и как делать с бойцом.

В контексте беседы о боксерах их России мы не могли не заговорить о Косте Цзю и его предстоящей встрече с Рикки Хаттоном в Манчестере...

ИШ: Хаттон хороший боксер, неплохой, держит темп приличный, с ударом, агрессор на ринге... Он, конечно, не уровня Цзю, но пока бой не начался шансы 50 на 50 — как всегда в боксе. Дело еще в том, что мы не знаем, какой будет в бою Цзю. Он же уже не молодой, как он подойдет к бою, в какой форме. Он, конечно, и более опытный, и обладает более жестким и точным ударом… Если все будет в порядке, то он победит, если нет — кто знает. Болеть конечно будем за Цзю.

АВ: Возвращаясь к проблемам российских боксеров и того, как их решать. Ведь Костя Цзю уникальный боксер, звезда мирового уровня, где брать таких звезд, что с ними делать, чтобы поднять на такой уровень?
ИШ: Для успеха у нас ТВ должно показывать и тем самым создавать звезд — и звезд не в США, а здесь, у нас. Бокс ведь достаточно недорогой вид спорта — для подготовки боксера нужен лишь хороший зал. Это не должен быть дворец — нужна максимально рабочая и комфортная обстановка, зал должен быть так называемой «конюшней», откуда выходят мастера. Чемпионы мира вышли из таких залов… Это — спорт. А показ профессионального бокса на ТВ, организация матчей и все, что окружает этот бокс — это бизнес. Телевидение является главным спонсором в организации боев, и взамен получает серьезные деньги за продажу платных трансляций… А у нас пока что все движется лишь за счет энтузиастов, которые нередко работают себе в убыток. Необходимо показывать бокс, давать публике своих, местных героев, тогда люди и пойдут на бокс.

Приведу простой пример: если по одному из каналов будут транслировать матч чемпионата мира по футболу Франция-Бразилия, а по другому — Россия-Уэльс, люди в большинстве своем сядут смотреть матч сборной России. И с боксом будет так же, я думаю, потому что есть у нас в стране какой-то патриотизм, есть национальная гордость!

АВ: И кто у нас способен превратиться в настоящую звезду из молодых боксеров?
ИШ: Тот же Шафиков, Юрий Романов, Санашоков, Хузеев, Федоров, Федосов, Нугаев… Но им всем необходимо много работать и приобретать боевой опыт, расти от соперника к сопернику… Кто еще? При определенной работе — Дрозд, Гулякевич, Артур Шехмурзов, Асланбек Кодзоев.

АВ: что ж, пожелаем им удачи, и будем надеяться, что наш российский бокс, вскоре выйдет на новые высоты.

Вопросы задавал Андрей Баздрев

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Комментарии
Читайте также
Яндекс.Метрика
b4a8f662eb47b5d8
закрыть