Николай Хромов: «Мы еще не приспособились к тому боксу, который сегодня практикуется на международной арене»
Предлагаем вашему вниманию большое интервью главного тренера сборной России по боксу Николая Хромова, в котором он рассказал об итогах прошедшего года, а также перспективах на 2011 год.
— Николай Дмитриевич, в 2009 году, когда после четырехлетнего перерыва вы вновь возглавили национальную команду, помнится, говорили о том, что отправной точкой своей работы, образцом, к которому будете снова стремиться, считаете сборную России образца 2004 года. Ту олимпийскую команды с ностальгией называли «своей», поскольку безоговорочно верили в каждого ее бойца, как в себя. Разбужу, говорили, любого из них среди ночи, и он сделает в ринге все, что от него потребуется. Такое единение с командой, безусловно, залог успеха, который, собственно и был достигнут на Играх-2004 в Афинах. Насколько, если мерить по этой же шкале, вы сегодня приблизились к своему эталону команды?
— Однозначного ответа на этот вопрос у меня сейчас нет, но если сравнивать, скажем, с предыдущим годом, сдвиги на этом пути заметные. С большинством нынешних боксеров сборной и их личными тренерами у меня постепенно выстраиваются именно такие отношения, какими я бы хотел, чтобы они были. Чтобы не свои меркантильные выгоды преследовали, попав в состав сборной, а ставили во главу угла интересы команды. Сам, если честно, иногда приятно удивляюсь. Спрашиваю, например, у личного тренера: как собираешься готовить своего ученика к чемпионату России-2011, есть, например, вариант поехать в Англию? И, вдруг, слышу в ответ: « Англия — это, конечно, хорошо, но моему парню надо подраться в более жесткой обстановке: больше пользы будет…».
— А что в Англии будет?
— В марте будущего года там планируется сбор, после которого — матчевая товарищеская встреча с хозяевами. Заманчивая, согласитесь, по всем параметрам поездка, но есть личные тренеры, которые отказываются на пользу дела, считают, что так будет лучше для их учеников, и это заставляет меня, как главного тренера, верить в то, что «своя» команда сложится.
— Как по ощущениям: успеете к Олимпийским играм в Лондоне ее создать?
— Это основная цель, в которую, безусловно, верю, хотя не все и не всегда идет по тому плану, по которому хотелось бы. Взять хотя бы наступающий год. 16 сентября в столице Азербайджана Баку стартует чемпионат мира, который, как известно, будет иметь статус квалификационного олимпийского турнира. Другими словами, там будут разыгрываться олимпийские путевки. В апреле у нас чемпионат России, который, по всей видимости (если ничего не поменяется), пройдет в подмосковном Чехове. Все, казалось бы, хорошо: между чемпионатом страны и чемпионатом мира пять месяцев. Достаточно времени для целенаправленной подготовки к главному старту сезона с учетом и той соревновательной практики, которую обещает международный календарь. Но, вдруг, неожиданно для себя узнаю, что в календаре-2011 появился также и чемпионат Европы, запланированный на 12-22 июня в Ирландии...
Для популяризации бокса, может быть, и неплохо. Безусловно, неплохо, но, с другой стороны, смотрите, что получается. В апреле чемпионат России, уровень боев которого, согласитесь, не уступает международным, притом, что некоторым лидерам придется провести там не менее пяти поединков. Далее 12 июня начинается чемпионат Европы, а 16 сентября стартует чемпионат мира. Понятно, что в таком графике выдержать все три турнира будет мало кому по силам, поэтому мы на сегодняшний день приняли решение о том, что на чемпионат Европы поедут в основном вторые номера сборной или, другими словами, финалисты чемпионата России. Не исключаю при этом, что среди них будет кто-то из чемпионов, но на сегодняшний день, повторюсь, решено, что на европейском чемпионате выступят серебряные медалисты чемпионата страны. И в этом плане, согласитесь, чемпионат Европы немножко не вписывается в подготовку к главному старту сезона, коим является чемпионат мира. И вообще, такой график ставит в тяжелые рамки многие европейские страны, особенно те, которые имеют в том или ином весе по одному боксеру, соответствующему международному уровню
— Первенство мира и Европы в один год — сегодня такое, например, для юношеского бокса в порядке вещей, а для «взрослого» было лишь однажды в истории — в 1993 году, когда сборная России дебютировала на международной арене…
— И закончилось это не очень хорошо для нее. Я в тот год дебютировал в качестве главного тренера сборной России, поэтому прекрасно помню, что на чемпионате мира, который, кстати, прошел тогда в финском Тампере раньше чемпионата Европы в турецкой Бурсе, нам не удалось выиграть ни одной золотой медали. Только – четыре бронзовых…
— Можете выделить для себя главный итог уходящего 2010 года?
— Самое позитивное — это, конечно, семь золотых медалей, которые удалось выиграть на чемпионате Европы, прошедшем в Москве. Но с другой стороны, надо, положа руку на сердце, признать, что некоторые как финальные, так и предварительные бои с участием наших боксеров не выглядели абсолютно победными, хоть победа и была нам присуждена. Были поединки в исполнении, например, Алояна, Абзалимова, Селимова и Чеботарева, которые в любом другом месте, могли им засчитать, как проигрышные…
— И какой вывод вы из этого сделали?
— Тот, который не позволяет почивать на лаврах: мы еще не приспособились к тому боксу, который сегодня практикуется на международной арене. К боксу в глухой защите и без фиксирования ударов по корпусу. Больше даже скажу: в нынешнем составе сборной России никто пока не умеет боксировать в этом стиле настолько убедительно, насколько это нужно для безоговорочных побед.
— А надо ли учиться?
— А куда деваться? После чемпионата Европы и международного турнира «Золотая перчатка», прошедшего в ноябре в Сербии, еще раз убедился в том, что многие наши соперники очень быстро и четко уловили суть бокса, исповедующего сегодня АИБА, и очень эффективно этим пользуются. Если рассматривать многих из них с точки зрения классического бокса, они, мягко говоря, никакие. В открытом бою, например, вообще без шансов на какой-либо успех, но вот научились, отсиживаясь в глухой обороне, изредка, но подчас результативно выбрасывать руку, и очень активно или лучше сказать пассивно этим пользуются. Три раунда могут простоять в глухой защите, закрыв голову руками, без каких-либо активных действий и это, как ни печально, никак не наказывается судьями. По крайней мере, пока.
Куда мы придем с таким, с позволения сказать, боксом? Только в тупик…На недавнем первенстве России для молодежи 19-22 года, которое прошло в Перми, мы специально собрали судей и обязали их считать все точные удары по корпусу…
— Чтобы поднять зрелищность?
— Чтобы бокс был боксом в истинном понимании этого слова, с атаками, контратаками и настоящей защитой…Я все-таки надеюсь на то, что это правило фиксирования ударов только в голову долго не просуществует, иначе любительский бокс сильно потеряет в зрелищности, хотя он и сейчас, надо признать, уже очень сильно потерял… А бить по корпусу все равно надо. Этих ударов в боксе никто не отменял: попал по печени или в солнечное сплетение — это гарантированно не пройдет для соперника бесследно. К тому же, насколько я знаю, в правилах готовятся изменения, по которым будет наказываться пассивность боксеров, не помышляющих не о чем, кроме глухой защиты. Иначе, на самом деле, тупик…
— В этой связи вспоминается бой Миши Алояна с англичанином Халидом Яфаи в финале чемпионата Европы-2010, в котором счет почти до конца второго раунда был 0:0…
— Тогда, к счастью, Алоян первым попал, а ведь сделай это соперник, все могло пойти и в другую сторону: отбегался бы англичанин, отзащищался и пиши-пропало! Когда торопишься отыграться, сам, подчас, совершаешь новые ошибки…
— Возвращаясь к чемпионату Европы-2010 в Москве, можно сказать, что еще один немаловажный итог года — это появления у нас супертяжеловеса, способного к конкуренции на международном уровне?
— Безусловно. Блестящее выступление Сергея Кузьмина стало для нас приятным сюрпризом.
— После чемпионата Европы он где-то развил свой успех на международном уровне?
— К сожалению, не получилось, хотя в психологическом плане это было очень важно. Но на восстановительном сборе в Хорватии, который прошел после чемпионата России, Сергей, играя, как он потом сам сказал, на пляже в баскетбол, упал на плечо и получил разрыв связок. Сейчас восстанавливается, но в Сербию по этой причине не поехал.
— Кстати, о ноябрьском международном турнире в Сербии — единственном после чемпионата Европы, в котором приняла участие сборная России. Почему, кстати, единственном?
— Потому что в сентября в Санкт-Петербурге прошел чемпионат России, в котором участвовали все лидеры .
— Так вот, с золотыми медалями из Сербии вернулись Миша Алоян (52 кг), Ильдар Ваганов (60 кг), Александр Беспутин (64 кг), Андрей Замковой (69 кг) и Егор Мехонцев (81 кг). По какому принципу формировался состав для участия в нем?
— Главной задачей было посмотреть в деле боксеров трех весовых категорий — Дмитрия Полянского (56 кг), Ильдара Ваганова (60 кг) и Павла Никитаева (91 кг), ставшими, скажем так, в Санкт-Петербурге «незапланированными» чемпионами России. Ваганов, как вы уже сказали, выиграл, а вот Полянский и Никитаев проиграли: первый – в финале, второй – в полуфинале…
Победителей, конечно же, хотелось бы отметить, хотя, например, тому же Мехонцеву победа в финале против местного боксера далась очень нелегко. Порадовал Беспутин, которого признали лучшим боксером турнира. Три хороших боя выиграл Замковой, подтвердил свой класс Алоян, а вот Чеботарев умудрился проиграть в полуфинале белорусу Виталию Бондаренко, которого раньше обыгрывал. Артему надо обязательно извлечь из этого должный урок — отстаивать свои титулы всегда сложнее, чем сделать реванш. Но в любом случае должен сказать, что даже насчет победителей далеко идущих выводов после этого турнира делать не стоит: уровень соперников там, как говорится, оставлял желать лучшего. Просмотр продолжим в наступающем году: уже в феврале у нас в планах два крупных международных турнира в Венгрии и Болгарии.
— Николай Дмитриевич, давайте представим себе абстрактную ситуацию: если бы, например, завтра надо было вылетать на Олимпийские игры, кого бы включили в состав команды?
— Пожалуй, ничего нового я вам на этот счет не скажу. На сегодняшний день отдал бы предпочтение Давиду Айрапетяну (49 кг), Мише Алояну (52 кг), Альберту Селимову (60 кг), Александру Соляникову (64 кг), Андрею Замковому (69 кг), Артему Чеботареву (75 кг), Егору Мехонцеву (81 кг), Артуру Бетербиеву (91 кг) и Сергею Кузьмину (свыше 91 кг).
— Вы пропустили весовую категорию 56 кг?
— Тут сложнее — пришлось бы выбирать из четырех равных на сегодняшний день боксеров: Сергея Водопьянова, Эдуарда Абзалимова, Дмитрия Полянского и Вислана Далхаева. Полянский – действующий чемпион России, но он никогда не участвовал в соревнованиях ранга чемпионата Европы и мира. Ему пока явно не хватает соревновательного опыта такого ранга. Та же проблема и у Далхаева, который тоже уже был чемпионом России, но в весовой категории 54 кг. Абзалимов хоть и является чемпионом Европы и финалистом чемпионата мира, но в категории 54 кг. А это непростая задача — подняться со своими прежними амбициями на два килограмма, поскольку там есть боксеры, которые опустились с 60-ти, более плотные и ударные. Водопьянов тоже боец с титулами, чемпион мира, финалист чемпионата мира, участник Олимпийских игр, и опыт подобающий, но неуверенные выступления в уходящем году на чемпионатах Европы и России поставили его, образно говоря, на одну конкурентную площадку со всеми.
— В наступающем году, наверняка, определитесь с первым номером в этом весе?
— Думаю, на чемпионате России многое определится. И не только в этом весе. Главное, чтобы судьи судили объективно. Это очень важно!
— Очередная смена весовых категорий, которая произошла в этом году, как-то повлияла на нашу национальную команду?
— Конечно, повлияла. В худшую, я считаю, сторону. На мой взгляд, тот же Алоян гораздо увереннее чувствовал себя в весе 51 кг, а Абзалимов — в 54. Сергей Водопьянов, согнавший один килограмм, тоже, я думаю, чувствует себя хуже, чем прежде…
— А что скажите насчет рокировки Егора Мехонцева и Артура Бетербиева? На чемпионате Европы первый, напомню, выступал весовой категории 91 кг, а второй — а 81, а потом поменялись…
- Я думаю, что Артуру будет гораздо сложнее в тяжелом весе, о чем я его предупреждал, когда он решил перейти туда. В полутяжелой категории он физически превосходил соперников, подчас даже пренебрегая защитой, шел ва-банк, надламывая их, и за счет этого побеждал. А сейчас ситуация будет другой: из 84-85 килограммов в девяносто один. Там другие ребята…На сегодняшний день его главный конкурент в России Павел Никитаев тоже весит не много для тяжелой категории: 87-88 кг, но для бывшего полутяжеловеса это уже соперник конкретный, бьющий…
— А вы как главный тренер можете как-то повлиять на эту ситуацию, предложить Егору и Артуру снова поменяться категориями?
— Вопрос не в том: смогу я или не могу? Вопрос в другом: надо ли? Во-первых, Мехонцев уже определился в полутяжелом весе. Он, если помните, еще два года назад боксировал в 81 кг и перешел в тяжелый вес во многом вынужденно, как раз из-за Бетербиева, который уже занимал эту нишу в уральском клубе «Динамо», предложившему Мехонцеву контракт. У Егора сейчас вес тоже не большой для тяжелой категории.
Во-вторых, они с Артуром поменялись по взаимному согласию, и инициатива, насколько мне известно, шла от Бетербиева. Я видел, как Артур боксировал на чемпионате Европы. Ему там было очень непросто, в некоторых боях вообще был сам на себя не похож, поскольку вес шел очень тяжело. Гонял много…
Недавно он позвонил мне из дома. Спрашиваю у него: « Как дела?». «Все нормально, – отвечает, вешу сейчас 84-85 кг». А это нормальный вес для категории 81 кг. К чему я веду и о чем открытым текстом хочу сказать: весовые проблемы Артура на чемпионате Европы — это результат его тогдашней несдержанности в питании. Распустился, потерял внутреннюю дисциплину, в итоге перед чемпионатом Европы весил под 88 кг. А такие вещи бесследно не проходят. Гоняет человек вес, гоняет, а приезжает домой и начинает кушать. Вот вес и «скаканул», со всеми вытекающими отсюда для Артура последствиями. Сейчас, повторюсь, он весит 84-85 кг. Это нормальный вес для категории 81 кг, а не для 91...
— Может ему вернуться в полутяжелый вес?
— Я сейчас не могу сказать. Если вернется, одного из лидеров можем потерять…
— Чемпион России в 91 кг Павел Никитаев, судя по всему, готов побороться с Артуром за статус первого номера сборной в этом весе? Дыхание приближающейся Олимпиады – стимул очень хороший…
— Глядя на их настрой с отцом, который является личным тренером Павла, они готовятся конкретно и просто так сдаваться не собираются. Чемпионат России будет сложным для обоих.
— Тем не менее, в Сербии Никитаев был лишь третьим?
— Там ему не повезло по полной программе. Все обстоятельства сложились не в его пользу. Во-первых, при подготовке получил рассечение и в этой связи оказался не в полной мере готов к первому в своей карьере международному турниру в составе национальной сборной. Во-вторых, по жеребьевке пришлось долго ждать первого боя, оказавшегося сразу полуфинальным. А там попал на опытного болгарина Тервела Пулева и проиграл с разницей в шесть ударов. Не хватило опыта подобных встреч. Потом, кстати, боксировал, по моей просьбе, на всероссийском турнире класса «А» в Пскове и там победил.
— Возвращаясь к общим итогам года, скажите, были ли у вас, как главного тренера главной команды страны в ходе его какие-то финансовые или организационные проблемы?
— Нет, все, что было запланировано, удалось выполнить, не всегда, правда, с тем результатом, который хотелось бы, но к финансовым или организационным вопросам это не имеет никакого отношения. Меня другие проблемы волнуют. Взять хотя бы супертяжелой вес. Тут, по сути, за год до Олимпиады за имеем одного Сергея Кузьмина, и рядом близко никого нет. Да и Кузьмину надо еще доказывать, что его победа на «домашнем» чемпионате Европы не была случайной. Тьфу-тьфу-тьфу, не хочу сглазить, но и не могу закрывать глаза на то, что Сергей первым номером стал из третьего, перескочив одну ступень. Поэтому надо подтверждать свое лидерство в других международных турнирах, закрепляться в составе. Сколько мы знаем таких случаев, когда загоралась ярко звездочка, даря всем надежду, а потом также быстро гасла. Очень не хочется, чтобы это был тот же случай!..
— Все следите за событиями, происходящими во Всемирной серии бокса (WSB) – турнире под эгидой АИБА по правилам профессионального бокса?
— Слышал, что там очень хорошо выступает команда Азербайджана, а наши «волки» проиграли два матча…
— Не «волки», а «Кремлевские медведи». Почему, на ваш взгляд, там боксируют мало кому не известные в России боксеры?
— А где же их взять-то, известных? Когда WSB создавалась, организаторы высказали пожелание, чтобы в российской команде боксировали Сергей Водопьянов, Альберт Селимов, Андрей Замковой и Артур Бетербиев. Ну, смотрите, что получается. Селимов и Бетербиев — динамовцы и по законам, существующим в нашей стране, не имеют права без разрешения соответствующих органов заключать личные контракты для участия в коммерческих проектах. Замковой представляет «Локомотив», но он только что переехал из Хабаровска в Московскую область, где стоит на очереди на квартиру, и свое право на нее должен доказывать результатами, тем более что на чемпионате Европы не получилось.
Та же история и с Водопьяновым, переехавшим не так давно из Москвы в Московскую область и получившим там прекрасную квартиру, которую тоже надо отрабатывать. От него, как и от Замкового, ждут результатов на чемпионате мира и Олимпийских играх…
Конечно же, если Всемирная серия бокса, популярность которой в мире, насколько я знаю, пока невысока, получит свое дальнейшее развитие, этот проект, идущий от Международной ассоциации любительского бокса, Федерация бокса России поддержит при определенных внутренних коррективах, а пока, как говорится, что есть, то есть. На сегодняшний день 80 процентов сильнейших боксеров в России — это представители «Динамо».
— А как вы думаете, Роман Романчук, которого, как было объявлено вначале, включили с состав «Кремлевских медведей», сможет снова выйти на тот мастерский уровень, который имел?
— Я считаю, что это исключено по медицинским причинам. У Романа нет сегодня того здоровья. А, если дальше эту тему развивать, я бы в этом случае вспомнил известную русскую пословицу: «Бодливой корове Бог рога не дал». В том, что Роман не стал сегодня тем боксером, которым соизмеримо его Богом данному таланту должен был стать, виноват только он сам. Говорю это, а перед глазами его финальный поединок на чемпионате мира 2005 года с кубинцем Солисом. В третьем раунде (а тогда бои состояли из четырех раундов по две минуты) вел с преимуществом в пять ударов. Сработала бы тогда голова, не полез бы в драку, подняли в итоге руку. А, став чемпионом мира, может быть, по-другому и судьба сложилась бы…
По материалам
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»