Теофило Стивенсон: Великому боксеру исполнилось бы 65 лет
Box
0
26 | Март | 2017 10:45
Автор: А. Панчин

Теофило Стивенсон: Великому боксеру исполнилось бы 65 лет

Когда я вспоминаю, как провожали Теофило Стивенсона в последний путь, мне слышится знаменитая кубинская песня «Hasta siempre, comandante!». Людское море по улицам Гаваны, скорбь, истинная скорбь и траур на лицах простых кубинцев, подавленное и совершенно отрешенное лицо  трехкратного олимпийского чемпиона и шестикратного чемпиона мира Феликса Савона, который помогал нести гроб с телом своего покойного друга и старшего товарища….. Страдание и бесконечный взрыв, взрыв публикаций на всех языках мира. Газетчики торопятся сообщить важнейшую новость первыми. Ушел великий кубинский боксер, любимец Фиделя Кастро Теофило Стивенсон. Легенда кубинского бокса. Неожиданно для всех 11 июня 2012 года у него случился сердечный приступ. Теофило не стало в возрасте 61 года. Казалось бы, столько энергии, еще жить бы и жить, а его нет. Осталось огромное наследие воспоминаний, которые он оставил в сердцах простых кубинцев и нас, бывших граждан Советского Союза. В Россию Теофило Стивенсон приезжал как на свою вторую родину. Фидель Кастро пережил своего любимца ненадолго, всего на 4 года….

КНИГА О БОКСЕ – ПАМЯТНЫЙ ПОДАРОК ОТ СТИВЕНСОНА

Можно говорить много высокопарных слов о Стивенсоне, рассказывать истории, которые уже напечатаны в газетах и журналах, но мне не хочется этого делать в день его рождения. А просто хочется вспомнить о том, насколько ценной для Стивенсона была дружба с нашей страной. В 2005 году Теофило Стивенсон, известный кубинский тренер Альсидес Сагарра, а также спортсмены молодежной сборной Кубы приехали в Москву на матчевую встречу «Россия-Куба». Кубок мира по боксу. После окончания матчевой встречи и пресс-конференции Стивенсон, его супруга, сын, Сагарра, Игорь Высоцкий и другие известные специалисты были приглашен в Федерацию бокса России на неофициальный прием. Прием был очень теплым, дружеским, сидели за столом, накрытым белой скатертью и пили чай. И тут Теофило Стивенсон достал подарок, который он привез с Острова Свободы и с трепетом передал его…. Это была книга. Но не простая книга. Это был учебник бокса для институтов физической культуры и спорта под редакцией советского автора И.П. Дегтярева, выпущенный издательством «Радуга» в 1983 году. Учебник был на испанском языке BOXEO (ES UN LIBRO DE TEXTO DESTINADO A LOS INSTITUTOS DE CULTURA FISICA). Я получила задание перевести отдельные главы на русский язык, поэтому учебник случайным образом сохранился у меня до сих пор. Нужно было видеть, какое выражение лица было у Теофило Стивенсона, когда он дарил эту книгу. Это было и уважение, и серьезность, и радость одновременно…Смесь различных чувств. Он много говорил на испанском языке не только о книге. На встрече он вспоминал советскую школу бокса, какой огромный импульс она дала развитию бокса на Кубе в свое время. Делился воспоминаниями о нашем знаменитом специалисте в области бокса Андрее Червоненко. А с Высоцким они просто шутили, рассказывали друг о друге веселые истории. Было видно, что эти два человека стали друг для друга родными людьми.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ВОЗРАСТА

Стивенсон казался человеком без  возраста, хотя в 2005 году ему исполнилось 53 года. Он был такой же, каким его привыкли видеть на турнирах в числе гостей.    В своей неизменной белой кепке и спортивном костюме в цветах национального флага Кубы. Он был веселым, ироничным, много шутил, рассказывал анекдоты. Глядя на этого человека, ему никогда нельзя было дать даже 50 лет. От силы, лет 28.  Супруга же Стивенсона была достаточно молодой, эффектной, как все кубинки, а сын – подросток. Я спросила Стивенсона, есть ли у него еще дети, потому что ребенок для его солидного возраста был достаточно маленьким. На что Теофило Стивенсон мне ответил, что это его новая семья, супруга его работает юристом на Кубе. Вообще, Стивенсон разводился 4 раза, но в последние годы он жил вместе с семьей, и, судя по всему, был счастлив. Сагарра же, не в пример Теофило Стивенсону, наоборот, сидел на этой неофициальной встрече отрешенный, погруженный в свои мысли, и ни на что не реагировал. Он выглядел уставшим и осунувшимся. Сагарру было не узнать, потому что все мы привыкли видеть его в отличной форме, «в самом расцвете сил», энергичным и бодрым человеком. Во время поединков своих боксеров на Олимпиадах и крупных международных турнирах Сагарру было просто не перекричать, он реагировал на все очень эмоционально, и всегда только его и было слышно в зале, возгласы, окрики, подбадривания. Неоднократно Сагарра получал замечания и недовольный садился «на скамейку запасных», а в углу ринга его был вынужден заменять второй тренер. В данном же случае передо мной сидел худенький пожилой человек, который общался преимущественно только со Стивенсоном. Не многие знают, что за напускной бодростью Сагарры таилась хроническая болезнь, с которой он боролся всю жизнь. Альсидес Сагарра болел астмой. А Стивенсон говорил всегда, что для него было важно присутствие рядом Сагарры. Это его поддерживало и вдохновляло. Сагарра был его талисманом удачи.

САВОН НЕ ПРИЕХАЛ

Когда я сравнивала их обоих, двух ярчайших звезд кубинского бокса, Стивенсона и Савона, я всегда спрашивала себя: «Кто из них самый великий?» Стивенсон, которого Фидель Кастро всегда встречал с распростертыми объятиями как самого лучшего друга, или Феликс Савон, произнесший свою самую известную фразу, ставшую крылатой: «Что для меня 10 миллионов долларов, когда за мной любовь 11 миллионов кубинцев???». Фраза была сказана в ответ американским промоутерам, которые предлагали ему большую сумму денег за бой с Майком Тайсоном. Если считать по количеству золотых медалей на Олимпиадах, то Стивенсон и Савон ничем не уступят друг другу. А вот побед на чемпионатах мира у Савона было все-таки больше.  Тем не менее, Стивенсон — это исторический персонаж,  в то время как Феликс Савон, рожденный в 1967 году, больше отвечает понятию боксер современности. К тому же Стивенсон всегда любил прессу, любил общение, поговорить, вспомнить…. Савон же в таком объеме всегда давал интервью только кубинскому телевидению, много рассказывал о своих победах, о детях и о музее его Славы, который находился прямо у него дома. В 2005 году Савон не приехал на матчевую встречу. Как признался Стивенсон, Савона на родине ждали другие дела. А какие дела ждали самого Стивенсона? По признанию очевидцев, основной причиной ухода Теофило Стивенсона раньше времени стал алкоголь.  Поскольку мне всегда были интересны последние дни жизни человека, подарившего Книгу о боксе, я интересовалась им до последнего. Вот что пишет американский журналист  Джордж Кларк о том, как уходил Кумир: «Незадолго до смерти в июне 2012 года, Стивенсон получил деньги – от человека по имени Брин Джонатан Батлер, а не от кубинского правительства – $150 за 75 минут его времени на камеру. Батлер осторожно вошел через ворота в стене, окружающей скромный дом Стивенсона, подарок от Фиделя Кастро. Брин Джонатан Батлер писал, что он приехал рано утром. Стивенсон был уже под кайфом и пил водку из бутылки для воды. Он курил и в процессе интервью потребовал несколько перекуров. Камера не работала, а время шло. Когда вопросы возобновились, Стивенсон заявил, что не жалеет, что решил не становиться профессионалом и не драться с Али. Как он мог победить великого Али? Посмотрите на фотографии двух приятелей на стене в доме Стивенсона. Али съежился из-за болезни Паркинсона и уже ничем не напоминает того великолепного атлета, каким он был. «Как мы могли драться? – спросил Стивенсон. «Мы же братья!» Если подумать, они, и правда, похожи, ведь Стивенсон тоже был великолепным атлетом. Затянувшись и глотнув водки, седой и худой Теофило Стивенсон спросил: «Похож ли я на человека, который жалеет о своих решениях? У меня нет сожалений. Я счастливейший человек на земле. Наше время истекло». И когда я прочитала эти строки, я поняла, каким я запомнила тогда этого высокого и грациозного человека. Я запомнила его счастливым….

Автор: ЮЛИЯ ЖЕМАЛЕВА

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Комментарии
Читайте также
Яндекс.Метрика
b4a8f662eb47b5d8
закрыть